facebook vkontakte e signs star-full

Косметические недостатки

Гнездной алопеции свойственно вы­падение волос на отдельных участках по всей волосистой части го­ловы. В тяжелых случаях болезни происходит полное выпадение волос, в том числе и пушковых, не только на волосистой части го­ловы, по и на других участках кожи (брови, ресницы, подмышечная впадина, лобок).

Причины

Выделяют следующие патогенетические типы гнездной алопеции:

Атопический тип развивается на фоне конституции, чаще в дет­ском возрасте. Заболевание продолжается в течение многих лет, ча­сто отмечается резистентность к проводимой терапии.

Прегипертоиический тип возникает у молодых людей, склонных к развитию гипертонической болезни. Выпадение волос при этом предшествует гипертонической болезни или развивается одновре­менно.

Аутоиммунный тип характеризуется сочетанием алопеции с дру­гими аутоиммунными заболеваниями и эндокринопатиями.

Обычный тип протекает наиболее благоприятно в виде ограни­ченных форм с тенденцией к спонтанному разрешению.

В патогенезе заболевания определенную роль играют конститу­циональные особенности неврологического и психического статуса, нейроэндокринные изменения, а также сосудистые нарушения.

Симптомы

Клинически гнездная алопеция проявляется в виде полностью лишенных волос участков кожи в местах оволосения с четкими гра­ницами, без признаков атрофии и инфильтрации, шелушения. В прогрессирующей стадии заболевания по краю очага поражения отмечается так называемая «зона расшатанных волос», в которой при потягивании волосы легко выдергиваются.

В зависимости от площади поражения различают следующие клинические формы гнездной алопеции: локальную, лентовидную, субтотальную, тотальную, универсальную.

При локальной форме в волосистой части головы или бороды есть один или несколько очагов облысения округлой формы. Эта форма заболевания может быстро переходить в субтотальную, тотальную или другие формы, а также спонтанно развивается картина полной ремиссии.

Лентовидная форма (офиазис) проявляется очагами облысения в области затылка с последующим распространением процесса в виде ленты в сторону ушных раковин, достигая висков. Иногда пораже­ние может начаться в лобной области (фронтальная алопеция). Эта форма часто сочетается с атопическим состоянием человека.

При субтотальной форме на волосистой части головы еще есть участки с длинными волосами, а для тотальной формы гнездной алопеции свойственно полное отсутствие волос на скальпе.

Универсальная форма гнездной алопеции характеризуется отсут­ствием уже и щетинистых волос (брови и ресницы), а также воз­можна частичная или полная утрата пушковых волос на туловище.

Тотальная и универсальная формы в большинстве случаев раз­виваются при гипертоническом и атопическом типах заболевания.

Выделяют три степени тяжести течения заболевания; легкую,среднюю, тяжёлую.

Локальная форма заболевания, протекающая на фоне обычного или атонического типа гнездной алопеции, относится к легкой сте­пени течения болезни. Эта форма хорошо поддается лечению обыч­ными методами или может самостоятельно регрессировать.

Наличие у пациента лентовидной или субтотальной формы ало­пеции, протекающей на фоне обычного или атопического типа бо­лезни, свидетельствует о средней степени тяжести заболевания.

Если у пациента субтотальная, тотальная и универсальная форма гнездной алопеции, говорят о тяжелой степени течения заболева­ния. Положительного результата можно добиться только использо­ванием топических или системных методов терапии, так как при этих формах заболевания часто имеют место признаки аутоиммун­ного типа гнездной алопеции.

Диагностика

Диагностика гнездной алопеции включает несколько этапов.

Клинический осмотр, во время которого выявляют очаги облы­сения, учитывает отсутствие атрофии, рубцовой атрофии, шелуше­ния, телеангиэктазий. Осматривают область бороды, усов, бровей, ресниц, а также конечностей и туловища на наличие волос или их отсутствие. В очагах поражения обращают внимание на четкие очер­тания очага облысения и отсутствие роста волос в его центре (в от­личие от псевдопелады).

Обследуют волосы вокруг очага облысения на наличие «зоны расшатанных волос», которая может быть величиной от нескольких миллиметров до двух сантиметров. Обследование проводят посред­ством ручной эпиляции, без применения силы, мягким потягива­нием за волосы.

Визуально осматривают корни эпилированных волос подлупой и под малым увеличением микроскопа. При этом в «зоне расшатан­ных волос» могут быть обнаружены телагенные дистрофические волосы или волосы в виде восклицательного знака. Данный вид дистрофии возникает за счет патологического апоптоза в клетках матрикса волоса, В случае зарастания очагов, помимо удаляемых телагенных и дистрофических волос, отмечают наличие тонких де-пигментированных волос, свидетельствующих о начале регресса патологического процесса.

Дистрофические изменения ногтевых пластин указывают на тя­желые формы гнездной алопеции и считаются прогностически не­благоприятным признаком.

Для выявления интеркуррентных или фоновых нарушений из­меряют артериальное давление, делают электро-, эхо-, рсоэнцефало-графию, обследуют функцию щитовидной железы, коры надпочеч­ников. В показанных случаях рекомендуют обследование иммунного статуса, а также оценку психосоматического статуса больного.

Лечение

Лечение гнездной алопеции. Топическая иммуносуярсссивная терапия с использованием ирритантов.

В настоящее время самым эффективным иммуносупрессивным способом лечения гнездной алопеции считают местное применение ирритантов, вызывающих контактную сенсибилизацию (динитрох-лорбензол, дибутиловый эфир скваровой кислоты (SADBE) и дифе-нилциклопропенон — DCP). Ингибируя, по мнению некоторых исследователей, аутоиммунные реакции в области волосяных фол­ликулов, ирританты оказывают благоприятное влияние на течение заболевания. Следует при этом указать на возможные осложнения при лечении динитрохлорбензолом из-за его возможных канцеро­генных и мутагенных свойств. Дубитиловый эфир скваровой кисло­ты и дифенилциклопропенон считаются безопасными.

Чтобы избежать развития атрофии кожи на месте введения пре­парата, не рекомендуют использовать триамцинолона ацетонид в концентрации выше 10 мг/мл. Пациенты, как правило, хорошо переносят этот препарат, и лечение по данной методике можно про­водить неопределенно долго. Неэффективен метод лечения при об­лысении волосистой части головы площадью свыше 50%.

Раздражающая терапия. Наиболее распространен миноксидил, являющийся биологическим усилителем роста волос. Механизм его действия до конца не изучен. По мнению некоторых исследовате­лей, имеет место прямое воздействие на фолликулярный аппарат и высокая тропность волосяных фолликулов к препарату Используе­мые официнальные препараты миноксидила в виде 2% лосьонов (регейн, алопекси) хорошо лечат нетяжелые формы гнездной ало­пеции.

Часто используют при гнездной алопеции антралин (дитранол), который применяют в составе официнальных мазей в концентраци­ях ОД; 0,25; 0,5 и 1%, Лечебное влияние его, очевидно, связано с неспецифическим иммуномодулирующим эффектом. Хороший ре­зультат при использовании 0,5% антралинового крема при лечении гнездной алопеции отмечен у 20% пациентов. Средний срок дости­жения косметического эффекта — 23 недели. Антралиновый крем наносят на очаги облысения на 30 минут с последующим удалением с помощью шампуня, содержащим цинк-пиритион.

Системная терапия. Лечение кортикостероидами. Системное ле­чение кортикостероидами показано при быстропрогрессирующей начинающейся гнездной алопеции. Взрослым необходимо от 20 до 40 мг/сут преднизолона в течение 1—2 месяцев с последующим снижением дозы по 5—10 мг в 2 недели (в зависимости от динамики про­цесса и состояния пациента). Поддерживающую дозу 5—10 мг/сут применяют на протяжении 6 месяцев. Возможно сочетанное ис­пользование преднизолона и миноксидила. В таком случае лечение преднизолоном прекращают по достижении положительного эф­фекта.

Системные иммунотропные средства. Применение иммунотроп-ных препаратов приводит к ингибированию патологически актив­ных клопов лимфоцитов и способствует устранению имеющегося при гнездной алопеции иммунодисбаланса, что благоприятно ска­зывается на течении заболевания.

Использование циклоспорина А (сандиммуна) в дозе 6 мг/кг/сут дает положительные результаты у 50% больных в течение 2—4 недель от начала лечения. Однако у всех больных отмечался рецидив за­болевания через 3 месяца после прекращения лечения.

Из других иммунотропных препаратов применяют тимоптин, левамизоль, которые в ряде случаев положительно влияют на тече­ние заболевания в составе комплексной терапии.

Фотохимиотерапия. ПУВА-терапия, Обладая иммуносуирессив-ными свойствами, ПУВА-терапия влияет на аутоиммунные про­цессы, играющие значительную роль в возникновении и развитии гнездной алопеции. Подавляя аутоиммунные процессы, она благо­приятно действует на течение заболевания.

Рекомендуют локальную (при легкой и средней тяжести формах) ПУВА-терапию. Фотосенсибилизаторы при этом назначают наруж­но в виде растворов (при легких формах), внутрь в виде таблеток или сочетанно (при тяжелых формах). Курс лечения состоит из 20—30 процедур облучения (в зависимости от тяжести заболевания), про­водимых 4—5 раз в неделю. В случае необходимости возможны по­вторные курсы через 1—3 месяца. Отмечены положительные резуль­таты у 36% больных. Однако поэтапное сокращение ПУВА-терапии в большинстве случаев приводит к возникновению рецидива забо­левания в среднем через 10 недель после прекращения лечения.

Дополнительные методы терапии планируют исходя из выяв­ленных конституциональных или фоновых патогенетических на­рушений.

Весьма эффективен даларгин (синтетический аналог лейэнкефалина) при лечении легких форм заболевания, он по механизму воз­действия близок к системным иммунным препаратам. Еще лучшие результаты получены при сочетании даларгина с топической имму­нотерапией. Назначение препаратов цинка (цинктераль, окись цин­ка) оказывает благоприятное воздействие в комплексной терапии при тяжелых формах гнездной алопеции, особенно у пациентов с иммунодефицитом после отмены кортикостероидной терапии.

Наружная вспомогательная терапия включает различные раз­дражающие средства (скипидарная мазь, эфкамон и др.), препараты, улучшающие трофику тканей (солкосерил, актовегин, пантенол), кремнийсодержащис препараты, улучшающие структуру волос (си-локаст), стимуляторы пролиферации кератиноцитов (1% раствор этония). Положительный эффект получен от применения мелагенина, представляющего собой вытяжку из плаценты с большим ко­личеством липопротеинов, оказывает значительное биостимулирующее и фотосенсибилизирующее действие.

Благоприятно влияют на течение заболевания в составе ком­плексного лечения физиотерапевтические методы воздействия: электрофорез 0,1% раствора резерпина (для снижения уровня норадреналина в очагах облысения), местная дарсонвализация, дарсон­вализация или диатермия шейных симпатических узлов, массаж и криомассаж волосистой части головы, озонотерапия волосистой части головы, различные виды рефлексотерапевтического воздей­ствия (акупунктура, электропунктура и др.).

Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.
Этот сайт использует cookies
Понятно